Главная        Досье         Охлобыстин говорит, что...         Сценарии         Скандалы          Форум






Фильмография режиссера:

 

  • 1988 Чушь. Рассказ ни о чем(к/м, учебная)
  • 1989 Разрушитель волн (к/м, 28 мин., учебная)
  • 1992 Арбитр




Фильмография сценариста:




Фильмография актера:




Сценарии:




Пьесы:


Откровение Иоанна или досье на Ивана


В то, что Охлобыстин принял в Ташкенте сан священника, действительно не верили. Долго, месяца два, наверное. Но когда новообращенного о. Иоанна во всех ракурсах сняли фотокорреспонденты, а сам он растолковал читателям серьезных журналов историческую миссию православия на Руси, в преображении знатного «пиарщика» убедились даже потомки библейского Фомы.

Тут же, как обычно, нашлось немало тех, которые «так и знали»: дескать, зря, что ли, Охлобыстин в 1998-м набивался в ведущие религиозной телепрограммы «Канон»? Испрашивал у Святейшего Патриарха благословения в 1999-м, идя на парламентские выборы? Признавался в интервью, что ничегошеньки не делает без совета персонального духовника, в 2000-м?.. Желающих поспорить с богемными всезнайками не нашлось. Народ озадачился другим, куда более глубоким вопросом: почто?.. Ведь как ни крути, а мирская суета - вещь чертовски приятственная. Особенно если ты не запойный гений, «широко известный в узких кругах», а архимодный мастер кадра, и твое кино («$8 1/2», «ДМБ», «ДМБ-2» и тот же всеми ругаемый «Даун-Хаус» по «Идиоту» Достоевского) приносит ощутимые барыши, не говоря уже о всенародном признании... Зачем отворачиваться от собственной Фортуны? Да «затем». Охлобыстин убежден, что рукоположение в его случае - это совершенно естественный этап на пути к «единой и главной цели всего человечества» (читай: к Богу). А раз так - хоругвь в руки о. Иоанну. Ведь как же ему, бедному, пришлось на этом пути поплутать, прежде чем выйти на финишную прямую!


Рождение героя. Новые мысли о главном. Трудный выбор. «Губа» как двигатель личностного прогресса.


Иван Охлобыстин родился 22 июля 1966 года. Случилось это эпохальное событие в доме отдыха «Поленово» Тульской области. «Отец там был главврачом, - вспоминает Иван. - Он был веселый и очень интересный мужчина. В свои шестьдесят два сумел окрутить невинное восемнадцатилетнее создание, студентку МФТИ. У него уже дети были раза в два старше моей матери, а она влюбилась в него без памяти и родила...»
   Просочившиеся в печать сведения о детстве Иванушки весьма скудны. Известно лишь, что рос он ребенком живым, балованным и умненьким. Под настроение поражал учителей глубиной знания школьной программы, а когда делать д/з было лень - тонкими замечаниями о роли компартии в жизни народа.
   Именно в школьные годы (а конкретно - в 8-м классе, если Охлобыстин не загнул со сроками) снизошло на будущего шоумена первое Откровение: он, Иванушка, пришел в мир, дабы сообщить ему нечто более разумное, доброе и вечное, чем рабоче-крестьянское «бля». А чтобы быть услышанным, следует сделаться либо духовным пастырем, либо богемным властителем дум. Дело решила мелочь - наследственный атеизм: «С религией у меня ничего не было связано. Все родные были коммунисты, причем такие, знаете, нравственно практикующие. Вот я и выбрал режиссуру».
   ВГИКовские старожилы до сих пор с умилением вспоминают шоу, которое устроил приемной комиссии абитуриент Охлобыстин. Преподы молились на нетрадиционно мыслящего студиозуса - перестройка, все дела... Правда, недолго - грянул весенний призыв.
   Армейские годы Ивана были одним сплошным приколом. В это легко поверить, посмотрев незабвенную комедию «ДМБ». Однако в жизни шуточки а-ля Пистон и Костыль обычно заканчивались отнюдь не безобидно. В общей сложности солдат Охлобыстин провел на гауптвахте - «губе» - три месяца. Впрочем, даже в уставной строгости Ванечка нашел возможность обрести очередное Откровение: «Однажды я попал в чудесный одиночный карцер. И просто запал на это сурдокамерное помещение, наверное, так же, как влюбляется в свою пещеру схимник, покинувший мир. Я там сидел в беспрерывной, глобальной медитации и чувствовал себя на вершине блаженства. Быть может, только благодаря этому я живой и психически здоровый демобилизовался из Вооруженных Сил Советского Союза»...


В людях. Неожиданное повышение. Первое признание. Запой.


Вернувшегося из рядов СА просветленного героя во ВГИКе встретили с распростертыми объятиями. И окрыленный Иван с головой погрузился в учебу и общественную деятельность. Причем в бурном потоке последней Охлобыстин барахтался столь активно, что его еще студентом (невиданное дело!) избрали секретарем Союза кинематографистов СССР. Что же касается творчества... Может, чуток и подсуживали Ванечке благодарные боссы, но... Факт остается фактом: какие бы зернышки не бросал молодой артист в тучную почву нового перестроечного кино, все всходило пышным цветом фестивальных наград. Актерский дебют, фильм «Нога», - приз за лучшую роль («Молодость-91»); первый сценарий, к ленте «Урод», - номинация на престижное «Зеленое яблоко, золотой листок»; режиссерская проба, «Арбитр», - награда «Кинотавра» в категории «Фильмы для избранных»...    А сколько дипломов и позолоченных фигурок было потом! Правда, пресловутые «пятнадцатиминутки славы» были для Вани скорее побочным эффектом того образа жизни, который он приноровился вести. Тогда, в самом начале 90-х, не было в Москве ни ночных клубов, ни заграничных наркотиков, так что богемные персонажи развлекались по старинке, хулиганя, распивая водку и беседуя по душам. Не был исключением и Охлобыстин: «Вот приходит ко мне хороший человек, мы с ним выпьем, а он говорит потом: «Вань, сыграй у меня в фильме!» Или: «А сочини мне сценарий!» Ну что я, откажу ему, что ли?»


Женитьба. Возвращение к природе. Политика как средство борьбы против супружеских измен.


Однако со временем (это уже после того, как он в «Мании Жизели» сыграл и «Кризис среднего возраста» для Гарика Сукачева написал) стали Иванушку по утрам, с похмелья, одолевать мрачные мысли: а тем ли путем он идет? К Цели или от нее? Вот таким, задумчивым и болезным, и подобрала Охлобыстина актриса, красивая девушка и просто хороший человек Оксана Арбузова (к счастью, он тихий был, с похмелья-то, и не орал, как некоторые чижи: «Где ты нашла меня грязным, вот там и положь!»). Под Ксюшиным благотворным влиянием Ваня стал меньше пить, больше работать (сочинил «Мытаря», снялся в «Мама, не горюй», «Мужчине для молодой женщины» и первых «Старых песнях о главном») и... наведываться в церковь.
   В древнем учении прогнувшийся под бременем страстей человеческих Иван обрел новый, сокровенный смысл жизни и, конечно же, достойную Цель. Охлобыстин резко охладел к искусству и завел православные порядки в отдельно взятой собственной семье (благодаря чему через равные промежутки времени на свет появились три дочки - Анфиса, Евдокия и Варвара). Однако привычная среда все еще слишком крепко держала своего выдающегося представителя: «Все думал, как бы отказаться от съемок в «$ 8 1/2». И придумал: заломлю-ка я сумму какую-нибудь несусветную. Пришли ко мне, а я и говорю: «Платите мне 500 баксов в день!» Они репы почесали... и согласились».
  А куда податься перековавшемуся артисту, обремененному чадами и домочадцами? Естественно, в политику! Для начала Охлобыстин сделал одному «претенденту на пост» офигенный «пиар»: придумал лозунг «Я не верю в «Макдональдсы», я верю в русские пельмени!», с которым тот выиграл выборы. А потом и лично принял участие в процессе - записался в экологическую партию «Кедр». «Хвойные» шли во власть с великой целью: возродить в России институт монархии.
   Воодушевленный близостью этой идеи к исконно-посконно-православной Иванушка раздавал глянцевым изданиям интервью, в которых обещал ввести смертную казнь за супружеские измены «и прочие отклонения», запретить презервативы («Это убийство!») и вообще вернуть страну в «золотой век», который, по мнению Охлобыстина, был в России при Иоанне IV Грозном. У журналистов волосы дыбом становились. ...Дело, в общем, прошлое, но кто знает, что бы было с многострадальной державой, пройди Иван в Думу?


Холодец. Судьбоносный звонок. Далi буде.


...На первый взгляд обжегшегося на политике Охлобыстина (ставшего к тому моменту пономарем - помощником священника - и папой четвертого бэби, сына Васятки) больше ничего в миру не держало. Ан нет: был еще должок. Другу дней суровых, режиссеру Роману Качанову. Пришел он, значит, к Ивану и говорит: «Уж не откажи. Хочу вдохнуть в Достоевского новую жизнь». В общем, написали они сценарий... Оригинальный такой. Поначалу не все поняли, зачем в кино Барбара Брыльска, почему у Мышкина (его Федор Бондарчук сыграл) в ухе четыре серьги, у Рогожина (сам Иванушка) - расписанный под хохлому шестисотый «мерс», и за какие грехи последние двое в конце фильма убивают Настасью Филипповну. А потом варят из нее холодец и с аппетитом наминают. Но Охлобыстин все объяснил: «Достоевский закончил роман сценой, которая в его времена была совершенно дикой. Мы сделали то же самое, просто-напросто осовременив сюжет. Сохранили дух - Достоевский-то сам хулиганом был, - пожертвовав буквой».
А когда фильм уже был готов, Ване явилось последнее на сегодняшний день Откровение. Позвонил добрый знакомец, владыка Владимир, архиепископ Среднеазиатский и Ташкентский. «Пора, - молвил старец. - Приезжай и рукополагайся...» Через пару дней одним попом, одной попадьей и четырьмя поповичами в мире стало больше. Народ пошумел по этому поводу, покричал, а потом подумал и решил, что это, должно быть, к лучшему. Если не для мира, то для этих шестерых.
...Сколько пленке не крутиться, все равно хеппи-концу быть. Остался, в общем, последний вопрос: услышим ли мы еще о нем? «Отчего же, я буду писать сценарии. Если Богу будет угодно... Благочестивые. Все самые лучшие фильмы благочестивы по определению».


Вера Линн