| |||
| |||
| |||
|
Откровение Иоанна или досье на Ивана В то, что
Охлобыстин принял в
Ташкенте сан священника,
действительно не верили.
Долго, месяца два, наверное.
Но когда новообращенного о.
Иоанна во всех ракурсах
сняли фотокорреспонденты, а
сам он растолковал
читателям серьезных
журналов историческую
миссию православия на Руси,
в преображении знатного «пиарщика»
убедились даже потомки
библейского Фомы.
Тут же, как обычно,
нашлось немало тех, которые
«так и знали»: дескать, зря,
что ли, Охлобыстин в 1998-м
набивался в ведущие
религиозной телепрограммы «Канон»?
Испрашивал у Святейшего
Патриарха благословения в
1999-м, идя на парламентские
выборы? Признавался в
интервью, что ничегошеньки
не делает без совета
персонального духовника, в
2000-м?.. Желающих поспорить с
богемными всезнайками не
нашлось. Народ озадачился
другим, куда более глубоким
вопросом: почто?.. Ведь как ни
крути, а мирская суета - вещь
чертовски приятственная.
Особенно если ты не запойный
гений, «широко известный в
узких кругах», а архимодный
мастер кадра, и твое кино («$8
1/2», «ДМБ», «ДМБ-2» и тот же
всеми ругаемый «Даун-Хаус»
по «Идиоту» Достоевского)
приносит ощутимые барыши, не
говоря уже о всенародном
признании... Зачем
отворачиваться от
собственной Фортуны? Да «затем».
Охлобыстин убежден, что
рукоположение в его случае -
это совершенно естественный
этап на пути к «единой и
главной цели всего
человечества» (читай: к Богу).
А раз так - хоругвь в руки о.
Иоанну. Ведь как же ему,
бедному, пришлось на этом
пути поплутать, прежде чем
выйти на финишную прямую!
Рождение героя. Новые мысли о главном. Трудный выбор. «Губа» как двигатель личностного прогресса. Иван Охлобыстин родился 22
июля 1966 года. Случилось это
эпохальное событие в доме
отдыха «Поленово» Тульской
области. «Отец там был
главврачом, - вспоминает
Иван. - Он был веселый и очень
интересный мужчина. В свои
шестьдесят два сумел
окрутить невинное
восемнадцатилетнее
создание, студентку МФТИ. У
него уже дети были раза в два
старше моей матери, а она
влюбилась в него без памяти
и родила...» В людях. Неожиданное повышение. Первое признание. Запой. Вернувшегося из рядов СА просветленного героя во ВГИКе встретили с распростертыми объятиями. И окрыленный Иван с головой погрузился в учебу и общественную деятельность. Причем в бурном потоке последней Охлобыстин барахтался столь активно, что его еще студентом (невиданное дело!) избрали секретарем Союза кинематографистов СССР. Что же касается творчества... Может, чуток и подсуживали Ванечке благодарные боссы, но... Факт остается фактом: какие бы зернышки не бросал молодой артист в тучную почву нового перестроечного кино, все всходило пышным цветом фестивальных наград. Актерский дебют, фильм «Нога», - приз за лучшую роль («Молодость-91»); первый сценарий, к ленте «Урод», - номинация на престижное «Зеленое яблоко, золотой листок»; режиссерская проба, «Арбитр», - награда «Кинотавра» в категории «Фильмы для избранных»... А сколько дипломов и позолоченных фигурок было потом! Правда, пресловутые «пятнадцатиминутки славы» были для Вани скорее побочным эффектом того образа жизни, который он приноровился вести. Тогда, в самом начале 90-х, не было в Москве ни ночных клубов, ни заграничных наркотиков, так что богемные персонажи развлекались по старинке, хулиганя, распивая водку и беседуя по душам. Не был исключением и Охлобыстин: «Вот приходит ко мне хороший человек, мы с ним выпьем, а он говорит потом: «Вань, сыграй у меня в фильме!» Или: «А сочини мне сценарий!» Ну что я, откажу ему, что ли?» Женитьба. Возвращение к природе. Политика как средство борьбы против супружеских измен. Однако со временем (это уже
после того, как он в «Мании
Жизели» сыграл и «Кризис
среднего возраста» для
Гарика Сукачева написал)
стали Иванушку по утрам, с
похмелья, одолевать мрачные
мысли: а тем ли путем он идет?
К Цели или от нее? Вот таким,
задумчивым и болезным, и
подобрала Охлобыстина
актриса, красивая девушка и
просто хороший человек
Оксана Арбузова (к счастью,
он тихий был, с похмелья-то, и
не орал, как некоторые чижи:
«Где ты нашла меня грязным,
вот там и положь!»). Под
Ксюшиным благотворным
влиянием Ваня стал меньше
пить, больше работать (сочинил
«Мытаря», снялся в «Мама, не
горюй», «Мужчине для молодой
женщины» и первых «Старых
песнях о главном») и...
наведываться в церковь. Холодец. Судьбоносный звонок. Далi буде. ...На первый взгляд
обжегшегося на политике
Охлобыстина (ставшего к тому
моменту пономарем -
помощником священника - и
папой четвертого бэби, сына
Васятки) больше ничего в
миру не держало. Ан нет: был
еще должок. Другу дней
суровых, режиссеру Роману
Качанову. Пришел он, значит,
к Ивану и говорит: «Уж не
откажи. Хочу вдохнуть в
Достоевского новую жизнь». В
общем, написали они сценарий...
Оригинальный такой.
Поначалу не все поняли,
зачем в кино Барбара
Брыльска, почему у Мышкина (его
Федор Бондарчук сыграл) в
ухе четыре серьги, у
Рогожина (сам Иванушка) -
расписанный под хохлому
шестисотый «мерс», и за
какие грехи последние двое в
конце фильма убивают
Настасью Филипповну. А потом
варят из нее холодец и с
аппетитом наминают. Но
Охлобыстин все объяснил: «Достоевский
закончил роман сценой,
которая в его времена была
совершенно дикой. Мы сделали
то же самое, просто-напросто
осовременив сюжет.
Сохранили дух - Достоевский-то
сам хулиганом был, -
пожертвовав буквой».
|
||
|