
Фильмография режиссера:
- 1988 Чушь. Рассказ ни о чем(к/м, учебная)
- 1989 Разрушитель волн (к/м, 28 мин., учебная)
-
1992
Арбитр
Фильмография сценариста:
Фильмография актера:
Сценарии:
Пьесы:
|
|
Откровение Иоанна или досье
на Ивана
В то, что
Охлобыстин принял в
Ташкенте сан священника,
действительно не верили.
Долго, месяца два, наверное.
Но когда новообращенного о.
Иоанна во всех ракурсах
сняли фотокорреспонденты, а
сам он растолковал
читателям серьезных
журналов историческую
миссию православия на Руси,
в преображении знатного «пиарщика»
убедились даже потомки
библейского Фомы.
Тут же, как обычно,
нашлось немало тех, которые
«так и знали»: дескать, зря,
что ли, Охлобыстин в 1998-м
набивался в ведущие
религиозной телепрограммы «Канон»?
Испрашивал у Святейшего
Патриарха благословения в
1999-м, идя на парламентские
выборы? Признавался в
интервью, что ничегошеньки
не делает без совета
персонального духовника, в
2000-м?.. Желающих поспорить с
богемными всезнайками не
нашлось. Народ озадачился
другим, куда более глубоким
вопросом: почто?.. Ведь как ни
крути, а мирская суета - вещь
чертовски приятственная.
Особенно если ты не запойный
гений, «широко известный в
узких кругах», а архимодный
мастер кадра, и твое кино («$8
1/2», «ДМБ», «ДМБ-2» и тот же
всеми ругаемый «Даун-Хаус»
по «Идиоту» Достоевского)
приносит ощутимые барыши, не
говоря уже о всенародном
признании... Зачем
отворачиваться от
собственной Фортуны? Да «затем».
Охлобыстин убежден, что
рукоположение в его случае -
это совершенно естественный
этап на пути к «единой и
главной цели всего
человечества» (читай: к Богу).
А раз так - хоругвь в руки о.
Иоанну. Ведь как же ему,
бедному, пришлось на этом
пути поплутать, прежде чем
выйти на финишную прямую!
Рождение
героя. Новые мысли о главном.
Трудный выбор. «Губа» как
двигатель личностного
прогресса.
Иван Охлобыстин родился 22
июля 1966 года. Случилось это
эпохальное событие в доме
отдыха «Поленово» Тульской
области. «Отец там был
главврачом, - вспоминает
Иван. - Он был веселый и очень
интересный мужчина. В свои
шестьдесят два сумел
окрутить невинное
восемнадцатилетнее
создание, студентку МФТИ. У
него уже дети были раза в два
старше моей матери, а она
влюбилась в него без памяти
и родила...»
Просочившиеся в
печать сведения о детстве
Иванушки весьма скудны.
Известно лишь, что рос он
ребенком живым, балованным и
умненьким. Под настроение
поражал учителей глубиной
знания школьной программы, а
когда делать д/з было лень -
тонкими замечаниями о роли
компартии в жизни народа.
Именно в школьные
годы (а конкретно - в 8-м
классе, если Охлобыстин не
загнул со сроками) снизошло
на будущего шоумена первое
Откровение: он, Иванушка,
пришел в мир, дабы сообщить
ему нечто более разумное,
доброе и вечное, чем рабоче-крестьянское
«бля». А чтобы быть
услышанным, следует
сделаться либо духовным
пастырем, либо богемным
властителем дум. Дело решила
мелочь - наследственный
атеизм: «С религией у меня
ничего не было связано. Все
родные были коммунисты,
причем такие, знаете,
нравственно практикующие.
Вот я и выбрал режиссуру».
ВГИКовские старожилы
до сих пор с умилением
вспоминают шоу, которое
устроил приемной комиссии
абитуриент Охлобыстин.
Преподы молились на
нетрадиционно мыслящего
студиозуса - перестройка,
все дела... Правда, недолго -
грянул весенний призыв.
Армейские годы Ивана
были одним сплошным
приколом. В это легко
поверить, посмотрев
незабвенную комедию «ДМБ».
Однако в жизни шуточки а-ля
Пистон и Костыль обычно
заканчивались отнюдь не
безобидно. В общей сложности
солдат Охлобыстин провел на
гауптвахте - «губе» - три
месяца. Впрочем, даже в
уставной строгости Ванечка
нашел возможность обрести
очередное Откровение: «Однажды
я попал в чудесный одиночный
карцер. И просто запал на это
сурдокамерное помещение,
наверное, так же, как
влюбляется в свою пещеру
схимник, покинувший мир. Я
там сидел в беспрерывной,
глобальной медитации и
чувствовал себя на вершине
блаженства. Быть может,
только благодаря этому я
живой и психически здоровый
демобилизовался из
Вооруженных Сил Советского
Союза»...
В людях. Неожиданное
повышение. Первое признание. Запой.
Вернувшегося из
рядов СА просветленного
героя во ВГИКе встретили с
распростертыми объятиями. И
окрыленный Иван с головой
погрузился в учебу и
общественную деятельность.
Причем в бурном потоке
последней Охлобыстин
барахтался столь активно,
что его еще студентом (невиданное
дело!) избрали секретарем
Союза кинематографистов
СССР. Что же касается
творчества... Может, чуток и
подсуживали Ванечке
благодарные боссы, но... Факт
остается фактом: какие бы
зернышки не бросал молодой
артист в тучную почву нового
перестроечного кино, все
всходило пышным цветом
фестивальных наград.
Актерский дебют, фильм «Нога»,
- приз за лучшую роль («Молодость-91»);
первый сценарий, к ленте «Урод»,
- номинация на престижное «Зеленое
яблоко, золотой листок»;
режиссерская проба, «Арбитр»,
- награда «Кинотавра» в
категории «Фильмы для
избранных»...
А сколько дипломов и
позолоченных фигурок было
потом! Правда, пресловутые «пятнадцатиминутки
славы» были для Вани скорее
побочным эффектом того
образа жизни, который он
приноровился вести. Тогда, в
самом начале 90-х, не было в
Москве ни ночных клубов, ни
заграничных наркотиков, так
что богемные персонажи
развлекались по старинке,
хулиганя, распивая водку и
беседуя по душам. Не был
исключением и Охлобыстин: «Вот
приходит ко мне хороший
человек, мы с ним выпьем, а он
говорит потом: «Вань, сыграй
у меня в фильме!» Или: «А
сочини мне сценарий!» Ну что
я, откажу ему, что ли?»
Женитьба. Возвращение к
природе. Политика как
средство борьбы против
супружеских измен.
Однако со временем (это уже
после того, как он в «Мании
Жизели» сыграл и «Кризис
среднего возраста» для
Гарика Сукачева написал)
стали Иванушку по утрам, с
похмелья, одолевать мрачные
мысли: а тем ли путем он идет?
К Цели или от нее? Вот таким,
задумчивым и болезным, и
подобрала Охлобыстина
актриса, красивая девушка и
просто хороший человек
Оксана Арбузова (к счастью,
он тихий был, с похмелья-то, и
не орал, как некоторые чижи:
«Где ты нашла меня грязным,
вот там и положь!»). Под
Ксюшиным благотворным
влиянием Ваня стал меньше
пить, больше работать (сочинил
«Мытаря», снялся в «Мама, не
горюй», «Мужчине для молодой
женщины» и первых «Старых
песнях о главном») и...
наведываться в церковь.
В древнем учении
прогнувшийся под бременем
страстей человеческих Иван
обрел новый, сокровенный
смысл жизни и, конечно же,
достойную Цель. Охлобыстин
резко охладел к искусству и
завел православные порядки
в отдельно взятой
собственной семье (благодаря
чему через равные
промежутки времени на свет
появились три дочки - Анфиса,
Евдокия и Варвара). Однако
привычная среда все еще
слишком крепко держала
своего выдающегося
представителя: «Все думал,
как бы отказаться от съемок
в «$ 8 1/2». И придумал: заломлю-ка
я сумму какую-нибудь
несусветную. Пришли ко мне, а
я и говорю: «Платите мне 500
баксов в день!» Они репы
почесали... и согласились».
А куда податься
перековавшемуся артисту,
обремененному чадами и
домочадцами? Естественно, в
политику! Для начала
Охлобыстин сделал одному «претенденту
на пост» офигенный «пиар»:
придумал лозунг «Я не верю в
«Макдональдсы», я верю в
русские пельмени!», с
которым тот выиграл выборы.
А потом и лично принял
участие в процессе -
записался в экологическую
партию «Кедр». «Хвойные» шли
во власть с великой целью:
возродить в России институт
монархии.
Воодушевленный
близостью этой идеи к
исконно-посконно-православной
Иванушка раздавал глянцевым
изданиям интервью, в которых
обещал ввести смертную
казнь за супружеские измены
«и прочие отклонения»,
запретить презервативы («Это
убийство!») и вообще вернуть
страну в «золотой век»,
который, по мнению
Охлобыстина, был в России
при Иоанне IV Грозном. У
журналистов волосы дыбом
становились. ...Дело, в общем,
прошлое, но кто знает, что бы
было с многострадальной
державой, пройди Иван в Думу?
Холодец. Судьбоносный
звонок. Далi буде.
...На первый взгляд
обжегшегося на политике
Охлобыстина (ставшего к тому
моменту пономарем -
помощником священника - и
папой четвертого бэби, сына
Васятки) больше ничего в
миру не держало. Ан нет: был
еще должок. Другу дней
суровых, режиссеру Роману
Качанову. Пришел он, значит,
к Ивану и говорит: «Уж не
откажи. Хочу вдохнуть в
Достоевского новую жизнь». В
общем, написали они сценарий...
Оригинальный такой.
Поначалу не все поняли,
зачем в кино Барбара
Брыльска, почему у Мышкина (его
Федор Бондарчук сыграл) в
ухе четыре серьги, у
Рогожина (сам Иванушка) -
расписанный под хохлому
шестисотый «мерс», и за
какие грехи последние двое в
конце фильма убивают
Настасью Филипповну. А потом
варят из нее холодец и с
аппетитом наминают. Но
Охлобыстин все объяснил: «Достоевский
закончил роман сценой,
которая в его времена была
совершенно дикой. Мы сделали
то же самое, просто-напросто
осовременив сюжет.
Сохранили дух - Достоевский-то
сам хулиганом был, -
пожертвовав буквой».
А когда фильм уже был
готов, Ване явилось
последнее на сегодняшний
день Откровение. Позвонил
добрый знакомец, владыка
Владимир, архиепископ
Среднеазиатский и
Ташкентский. «Пора, - молвил
старец. - Приезжай и
рукополагайся...» Через пару
дней одним попом, одной
попадьей и четырьмя
поповичами в мире стало
больше. Народ пошумел по
этому поводу, покричал, а
потом подумал и решил, что
это, должно быть, к лучшему.
Если не для мира, то для этих
шестерых.
...Сколько пленке не
крутиться, все равно хеппи-концу
быть. Остался, в общем,
последний вопрос: услышим ли
мы еще о нем? «Отчего же, я
буду писать сценарии. Если
Богу будет угодно...
Благочестивые. Все самые
лучшие фильмы благочестивы
по определению».
Вера Линн
|










|