| |||
| |||
| |||
|
Отбрасывая контекст, мы можем найти решение, как ни странно, в фильме "Царь». Стремясь одновременно изменить и сохранить, митрополит Филипп практически застывает между двух полей, он не может четко определиться со своей позицией, будучи неспособным оценить сложившуюся ситуацию в ее целостности. В Этом смысле митрополит Филипп оказывается миссионером, который почти всегда вынужден действовать на локальном уровне, иначе сохранить тонкий баланс между сохранением порядка и ниспровержением старого мира будет невозможно. Миссионер оказывается с одной стороны, сопричастен полю власти, а с другой - противостоит ему, будучи носителем другой идеологии. Религиозное учение в таком отношении подобно ядерному реактору, который опасно приблизился к «точке невозврата», после которой начинает развиваться неконтролируемая ядерная реакция. Сами миссионеры редко поджигают, но вполне могут воспитать поджигателей.
Таким образом, фигура миссионера в высшей степени сомнительна. И главное, что заставляет нас недоумевать по поводу того, насколько возможен и нужен миссионер сегодня – факт привнесения им в этот мир одновременно знания и истины. В возможности и необходимости нести знание никто не сомневается. В самом деле, уровень религиозного невежества огромен, культурная роль христианства при этом недостаточно понятна обывателю, но крайне ему интересна. Миссионер как медиа и информационный повод: два в одном - это почти универсальная фигура сегодняшнего дня.
Но смысловая, социальная и структурная позиции христианского миссионера вызывают закономерные сомнения. То он видит своими оппонентами евангелистов общества потребления, то апологетов других религий. Цель деятельности миссионера в таком случае остается непонятой. Сам он находится меж двух миров, но может быть, именно поэтому миссионер и важен для общества.
Христианский миссионер в «чистом виде» действительно чаще воспринимается как маргинал или фанатик. Мало кто способен поверить в то, что он искренне понимает окружающих людей и при этом способен их изменить. Но при этом миссионерство само по себе очень популярно. Адепты любой культуры несут свою миссию. Когда общество больше нельзя назвать монолитным, наступает время миссионеров, когда каждый из них стремится обратить как можно большее количество людей в сторонников своей веры.
Парадоксально, но сегодня миссионер, этот вечный Другой стал «своим». Общество может сколь угодно активно сопротивляться, не любить его, бояться. Но сама роль миссионера перекочевала из христианской культуры в профанный мир. И прежде чем искать миссионера вовне, стоит задуматься о том, нет ли его в нас самих. читать пред.  |
||
|