Главная        Досье         Охлобыстин говорит, что...         Сценарии         Скандалы          Новости         Форум






Фильмография режиссера:

 

  • 1988 Чушь. Рассказ ни о чем(к/м, учебная)
  • 1989 Разрушитель волн (к/м, 28 мин., учебная)
  • 1992 Арбитр




Фильмография сценариста:




Фильмография актера:




Сценарии:




Пьесы:


 

Ведь такие духовные искания — это ж не только споры о бытии Божием, а гораздо более конкретные и практические вещи. Как простить обидевших тебя и как принять чужое прощение, как выстроить правильные отношения со своими близкими, как, занимая какое-то место в коллективе, остаться самим собой. Я говорю, казалось бы, о слишком прозаических вещах, не тянущих на статус «духовных исканий», но на самом деле духовные искания во всём этом есть, потому что ни одну из выше перечисленных проблем невозможно решать, не разобравшись, зачем, во имя чего это делать, какой «линейкой» мерить и себя, и ситуацию. А ведь, в отличие от довольно редкого всё же в нашей жизни экстрима, с такими ситуациями сталкиваются абсолютно все думающие люди. И уж тем более — люди молодые, которые только начинают искать своё место в человеческом обществе и оказываются перед соблазном успешной социализации. Социализации ценой потери своей неповторимой личности, ценой превращения в общую массу. И вот этой-то теме — духовным исканиям в обыденных обстоятельствах — в нашей «православной» фантастике практически нет места. Реалистической литературе в этом отношении легче, она не загоняет себя в прокрустово ложе «динамичного сюжета» и конспирологии, но зато у неё, как я уже говорил, гораздо меньше шансов дойти до читателя.

 

 

 

Но и у фантастической, и у реалистической православной литературы есть ещё одна общая беда — это статичные характеры героев. В большинстве случаев изначально понятно, кто из них хороший, кто плохой (причём плохие в сюжете нужны автору только чтобы оттенить хороших, сами по себе они ему неинтересны). У хороших героев, конечно, могут быть какие-то несущественные недостатки, у плохих — не слишком значимые привлекательные черты, но в целом совершенно очевидно, кто из них «пионер — всем ребятам пример», а кто «мальчиш-плохиш». То есть мы лишаемся самого главного, о чём, наверное, может говорить православная художественная литература — разговора о покаянии, о коренном изменении себя.

 

Книга, таким образом, превращается в банальную агитку, в иллюстрацию христианских моральных норм, но не более того. Такая книга не даёт читателю ничего нового, не открывает ему каких-то тонкостей и сложностей человеческой души, а потому если кому и бывает интересна, то только неофитам, готовым потреблять любую православную литературу уже за то, что она имеет статус «православной».

 

 

 

В качестве контр-примера приведу роман киевских писателей-супругов Марины и Сергея Дяченко «Шрам». По жанру это фэнтези, действие происходит в мире, напоминающем европейское Новое время. Главный герой, молодой дворянин, бравый офицер, баловень судьбы, совершает подлый поступок, за который некий странствующий маг наказывает его «заклятием трусости».

читать пред.  читать дальше