| |||
| |||
| |||
|
В очевидно либеральной концепции П.Лунгина история развития России - чистое и не зависимое от власти творчество. Царь и народ не слышат и не понимают друг друга, они друг другу мешают, они друг другу не нужны. Потому и стала возможной заключительная фраза Ивана Грозного: "Где мой народ?"
Следует только добавить уточняющее - "игрушечный", "кукольный" народ, чтобы окончательно прояснилась ассоциация - только не с пушкинским безмолвствующим народом, а с Эриком XIV из пьесы Августа Стриндберга, несчастным королем, перепутавшим страшные фантазии гаснущего сознания с реальностью.
А между этими мирами в горестном недоумении, не видя и не понимая логики происходящего, стоит митрополит Филипп. Говорить о последней роли Олега Янковского очень трудно, потому что здесь мучительно тесно переплелись жизнь и искусство. И невозможно понять, откуда идет это пронизавшее весь образ митрополита чувство беспомощного удивления перед реальностью, в которой не удается научиться правильно жить и надо хотя бы правильно и достойно умереть.
Митрополит Филипп, которого сыграл великий артист, одиноко проходит по границе двух миров, не причастный ни к одному из них, но старающийся расслышать, понять оба и сникающий под непосильной ношей. Он не сумел понять, он только не принял тьмы.
Удивительное состояние "неотмирности" митрополита Филиппа открывает тему "иного" пространства Святой Руси, которое вряд ли будет доступно кинематографическому выражению. В данном случае просто возникло уникальное стечение обстоятельств совпадения реальности и задач фильма.
Между тем уже
накоплен материал, чтобы понять, что чудо не может быть предметом искусства,
что ускользающая материя чуда просто не может быть рукотворной. Изображение
чуда всегда будет выглядеть кинематографической инструкцией по применению
благодатных возможностей Небес. Зрителей будет интересовать, где тот старичок,
который вначале поругает, потом пошепчет, и все заживет, и жизнь пойдет
счастливая и изобильная. Своеобразный римейк фильма "Морозко".
читать пред. 
читать дальше
|
||
|