| |||
| |||
| |||
|
Но, видимо, у фильма "Царь" действительно необычная судьба соединять в острых стыках проблемы реальности и искусства. В связи с выходом этой ленты обозначился еще один их сложный узел. Роль юродивого в фильме исполнил священник Иоанн Охлобыстин. Превосходная актерская работа.
Образ растленного, глубоко испорченного и, очевидно, бесноватого существа, получающего бескорыстную радость от совершения царем гнусностей и злодеяний. Такое исчадие преисподней, почти лишенное признаков человечности, как бы олицетворяющее темную сторону души самого царя.
Совершенно естественно у зрителей возникло смущение: а может ли православный священник воплотить такой образ. Вопрос очень серьезный и глубокий. Хотя, конечно, скорее всего, он не стал бы предметом широкого обсуждения, если бы сам священник Иоанн не затронул его, причем в резкой форме, предполагающей даже оргвыводы. Надо признать смелость, справедливость и достоинство такой самокритичной позиции.
И неважно, как этот вопрос будет разрешен; он уже поставлен, и как раз в должной мере утверждения нравственной реальности жизни Церкви. Образ, лик, личина - это формы, в которых искусство привычно выражает суть явления. Они могут быть разными, как многоразличен может быть мир. А вот каким должно быть лицо православного священника? Не в том смысле, что он должен быть бородатым и длинноволосым, хотя традиция формы тоже глубоко обоснована. Но ведь одна из важнейших пастырских функций приходского священника состоит в том, чтобы научить своих пасомых справляться с грехами, то есть с бесовским присутствием в душе. Если говорить языком пластики, то научить справляться с грешным обликом. Бороться, а не активировать грех, даже при условии оправдания деловыми потребностями съемок. И увидеть, что священник, который, надо полагать, прилагал немалые молитвенные усилия, не поборол в себе личины, "рожи", - очень тяжело. И искусительно для многих.
Фильм "Царь" вольно или невольно затронул целый спектр сложнейших проблем, выходящих за рамки исключительно художественного текста. Причем таких проблем, с которыми не сталкивалась ни история Церкви, ни история искусства. Учитывая, что будущее именно за визуальными формами отражения реальности, что проблемы духовного и, точнее даже, религиозного существования не потеряют свою остроту и актуальность, а скорее наоборот, мы еще не раз столкнемся с необходимостью их решать.
И все зависит от того, куда устремится, как было принято говорить на рубеже прошлого и позапрошлого веков, "гордый дух художника". А Иван Грозный?.. Возможно, это и впрямь диагноз русской истории? читать пред.  |
||
|