| |||
| |||
| |||
|
– Этот фильм был посвящен детству будущего Патриарха?
– Не совсем. Фильм назывался «Там, где Восток». О мальчике, у которого папа стал священником во время войны… Пришли немцы и начали заигрывать с русским духовенством, пытаясь перетянуть его на свою сторону. Духовенство это предложение не поддержало и само перешло на сторону Сопротивления… Тогда разрешали священникам ездить по концлагерям, причащать и исповедовать заключенных... Отец Михаил – это собирательный образ такого священника…
В фильме рассказывается о мальчике, который вот в такой среде помогает своему отцу заботиться о заключенных, причем он ездит на мотоцикле… Кстати, одна из первых фраз, которыми мы обменялись с Патриархом, был вопрос: «Это правда, что ты любишь мотоциклы?» Я ответил, что да, но мне нельзя. На что он сказал: «Я тоже люблю, но мне тоже нельзя». Дело в том, что будущий Патриарх в детстве очень мечтал о мотоцикле, а у его друга, живущего по соседству, был мотоцикл, на котором он давал Алексею по рижской трассе погонять…
– Как складывались ваши отношения с Патриархом Алексием?
– Очень хорошо. Однажды он спросил у меня, как реабилитировать образ священнослужителя в массовом сознании, потому что за годы советской власти было сделано все, чтобы этот образ был либо смешным, либо отрицательным. Я сказал, что сделал бы во всех семинариях курс медбрата, и каждый бы знал, что, когда он видит человека в рясе, на него можно рассчитывать в сложной ситуации. Это психологически верно, когда ты как бы под надзором.
И человек в подряснике означал бы некую стабильность, ведь все мы болеем, и вот есть человек, который знает, что делать в сложной ситуации. Мы неоднократно говорили с Патриархом о литературе. Я его как-то спросил, какую бы книгу он взял с собой на необитаемый остров, причем только одну, если исключить Библию. Он сказал, что в этом случае «Сто лет одиночества» Маркеса. Из музыки он любил Вертинского. Вообще в Патриархе было то, что называется «аристократизмом духа». читать пред.  читать дальше |
||
|